Почему ребенок вас не слушает

7189631845_97c59f29f6_k

6 ошибок современных родителей, которых можно избежать

И детям, и взрослым нужно учиться слушать других людей. Недостатки воспитания или отсутствие необходимой концентрации порой приводят к тому, что иногда мы пропускаем слова собеседников мимо ушей. Для ребенка эта проблема еще более актуальна.

Бывает, что он не прислушивается к вашим словам. Что-то с ним не так? Чаще ошибку допускают сами взрослые. Говоря что-то на самом деле очень важное, они подают ребенку подсознательный сигнал, что без этой информации он вполне обойдется.

В чем мы ошибаемся и как это исправить?

Мы боимся утвердительных предложений

Часто мы говорим ребенку что-то сделать, но строим фразы так, будто у него остается выбор: «Не хочешь пообедать?», «Поставь на место ботинки, хорошо?» Взрослые как правило не замечают особенностей таких речевых конструкций, но дети воспринимают их как четкий призыв задуматься, а не выполнить действие. Если вы просите ребенка что-то сделать, просите без обиняков. Это не означает, что нужно быть грубым с детьми. Научные исследования показали, что дети лучше воспринимают просьбы, сделанные спокойным и ласковым тоном: «Мы ждем тебя к обеду. Приходи», «Поставь на место ботинки. Спасибо»

Мы рисуем неверную картину в голове ребенка

Как я уже говорил, дети хорошо реагируют на просьбы, сделанные в форме утвердительного предложения. Но иногда наши слова рисуют в их голове картины, которые мало того, что мешают им послушаться нас, но распаляют их еще больше. Вот пример: «Не ерзай на стуле». Казалось бы, очень четкое и доходчивое предложение, но какова вероятность, что ребенок перестанет ерзать, услышав его? Иногда, когда подобные фразы говорятся в больших группах детей, все, чего сможет добиться взрослый, так это того, что все дети вокруг начнут ерзать. Дело в том, что высказанная в такой форме, просьба не ерзать создает в мозгу ребенка привлекательный образ кого-то ерзающего, это побуждает его продолжить действие. Если же сказать: «Теперь садись прямо, ручки положи на стол и смотри на меня», ребенок получает именно тот, образ, который мы хотим от него, и выполняет просьбу.

Мы не смотрим ребенку в глаза

Взрослые – чрезвычайно занятые создания, вечно спешат, ни на что у них нет времени. Из-за этого часто возникают ошибки в общении с детьми. Брошенная на ходу фраза не обязательно будет воспринята как призыв к действию. Это не означает, что она будет проигнорирована, просто ребенок не поймет, что с ним захотели завести разговор. Хотите, чтобы вас слушали, – остановитесь, присядьте так, чтобы ваши глаза были на уровне глаз ребенка – и вы удивитесь, насколько внимательно вас слушают.

Мы слишком много говорим

Ребенку сложно воспринять сразу несколько просьб, особенно когда они произносятся в виде монолога. Когда вы видите, что ребенок не следит за тем, что вы говорите, попробуйте начать говорить медленнее или делать паузы после каждой просьбы. «Прибери постель [пауза], потом сходи и почисть зубы [пауза] и положи игрушки на место». Иногда эффективнее высказывать за раз только одну просьбу. Если же ребенок должен сделать много однотипных дел одновременно, например, собрать чемодан для путешествия, то лучше будет, если вы составите для него список того, что он должен будет приготовить. Или можно вежливо попросить ребенка повторить, что вы от него хотите.

Мы неэмоциональны

Это взрослому скажи что-то сделать, и если он не против, то пойдет и сделает. Ребенку этого мало. Ему нужно не только сказать, что от него хотят, но и продемонстрировать свое участие. Вот пример из реальной жизни. Однажды младшие дети разрушили постройку, которую старший сделал из конструктора Lego. Он был сильно расстроен. Ему сказали, что все произошло из-за того, что он не убрал поделку в такое место, где малыши не смогли бы ее достать. Он не обратил на это внимание, видимо, восприняв как замечание, что, мол, сам виноват. Тогда я рассказал ему историю из своего детства: «Когда я был в твоем возрасте, у меня была замечательная ракетница, но мой младший брат Женя выбросил ее с балкона. Мама после этого посоветовала мне спрятать самые дорогие для меня вещи на верхнюю полку. Подумай, куда бы ТЫ мог прятать от малышей СВОИ поделки?» Такой разговор достиг цели.

Нам не интересен результат

Слова бессмысленны, если не предполагают действий. Когда вы что-то запрещаете, но затем позволяете ребенку себя проигнорировать, не ждите, что в будущем он будет вас слушаться. Если вы просите, например, почистить зубы, убедитесь, что ребенок сделал это в нужное время.

На основе Not Just Cute
Фото: flickr.com/paza140

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.