Как научиться дипломатии в песочнице

Путеводитель по детским отношениям во дворе для молодых родителей

Дети встречаются друг с другом везде. Они в любом месте в любое время учатся взаимодействовать, но нигде это не происходит с такой интенсивностью, как в обычной песочнице. Поистине, этот небольшой участок детской площадки порой напоминает целый мир – со своими законами, конфликтами и дипломатическими соглашениями. Как же научить малышей играть вместе, делиться друг с другом, не быть агрессорами и отстаивать при этом свои границы?

Самые частые столкновения на площадке случаются из-за игрушек. Наверное, ещё и потому, что игры в песочнице выпадают на кризисный возраст 2-4 лет. В это время каждый ребенок проходит естественный этап развития, разделяя вещи на «свои-чужие».

Отправляясь в песочницу, наберитесь терпения и будьте готовы к столкновению с разными воспитательными системами. Одна мама считает, что все совочки в песочнице общие и не учит меняться, играть по очереди. Другая каждые пять минут отодвигает своего малыша в дальний угол, чтобы у него ничего никто не брал. Подходы разные, представления у всех разные, а уживаться на одной территории приходится. Будьте внимательны, старайтесь говорить уверенно и спокойно, не переходя на крик.

Главное, чего не нужно делать, когда во время игры возникает конфликт – так это перевоспитывать чужого ребенка или его маму. Нужно тактично и уверенно решать конкретный вопрос. Соседский мальчик отбирает все игрушки у вашего ребенка? Вместе с его родителем договоритесь и сделайте так, чтобы он так не делал, пока вы гуляете, но постарайтесь не оценивать чужого ребенка, не вешайте на него ярлыки «ужасный», «злой», «невоспитанный». Кричать на чужих детей и наказывать их нельзя (как впрочем и своих, то тут мы советовать не можем). Выяснять отношения и воспитывать их тоже нельзя. Призовите на помощь взрослого, с которым тот гуляет, и спокойно разбирайте ситуацию в его присутствии.

До 3-х лет будьте рядом с ребенком и не перекладывайте ответственность за происходящее на него со словами «пускай сам разбирается». Степень самостоятельности растет постепенно. Ни ваши, ни чужие дети не могут сразу играть вместе «как положено». Для этого им нужен ежедневный пример. После 3-х лет нужно давать возможность налаживать общение самим, вмешиваясь только если в ход пошли кулаки или начались слёзы.

Берите на прогулку игрушки, которыми малыш легко сможет поделиться. Дорогие и самые любимые игрушки лучше оставить дома, поскольку во дворе они могут сломаться или потеряться. Если вы взяли игрушки, которые по разным причинам не хотите выкладывать в общую кучу, спрячьте их в непрозрачную сумку, чтобы не дразнить и не провоцировать других детей.

Если в песочнице, куда вы обычно ходите, очень много разных игрушек, можете заранее пометить свои несмываемым маркером. Когда придет время собираться домой, это поможет не прихватить чужое и не дать унести своё.

Брать чужую игрушку можно только с разрешения её владельца. Если другой ребенок не хочет делиться, можно предложить ему поменяться и протянуть одну из своих игрушек, но настаивать и тем более отбирать силой – нельзя. Готов другой ребенок поделиться или нет, понятно по первым минутам общения. Если он поделился игрушкой, громко поблагодарите и обязательно верните игрушку, когда придёт время. Поделились – поиграли – вернули. Если он делиться не захотел, объясните своему ребенку, что так бывает и это его право.

Не настаивайте, чтобы ваш ребенок всегда делился своими игрушками по чужой просьбе. Не сопровождайте это словами «какой ты жадина, не умеешь играть, с тобой никто не будет дружить». У ребенка есть право оставить свои игрушки при себе и не меняться, пока он сам не захочет. Пускай не делится, но тогда ему не нужно брать чужие игрушки. Спокойно повторяйте это из раза в раз, и со временем он усвоит правила.

Ребята, которые взяли поиграть твои игрушки, всегда должны их вернуть. Точно также поступай в случае, когда игрушку взял ты – верни её ребенку, которому она принадлежит. Когда ваш ребенок не хочет возвращать игрушку по просьбе владельца, уверенно и без компромиссов нужно её вернуть. Если уговоры не помогают, предложите что-нибудь взамен – цветочек, шишку, другую бесхозную игрушку. В конце концов, мягко разожмите ручки малыша и утешьте его, объяснив, что игрушка чужая и пришло время отдать её обратно.

Если другой ребенок отобрал игрушку у вашего, обратитесь к его родителю с просьбой уладить ситуацию. Скажите своему ребенку «мальчик пока ещё не научился просить, он просто захотел поиграть с твоей игрушкой, ты ему разрешаешь?». Если ответит «нет» – ищите способ вернуть игрушку, подключив взрослого «с той стороны».

Настаивать, вырывать игрушку из рук и кричать – нельзя, и другие тоже не могут так поступать по отношению к тебе. Если вы уверены, что другой ребенок нарочно отбирает игрушки, кидается песком или дерется, твердым голосом говорите «я так не разрешаю делать», «мы обычно даем игрушки, когда нас вежливо просят», «мы привыкли играть по очереди», «мы позволяем нашему ребенку делиться игрушками, только если он этого сам захочет» и так далее. Главное в любой подобной формулировке – тактично объяснять, где проходят границы в общении с вами и вашим ребенком, а не доказать чужому малышу, что он «плохой».

Старайтесь не убегать из песочницы при любом конфликте. Этим вы демонстрируйте ребенку, что единственно возможный выход (зачинщик он или жертва – неважно) – это уход от конфликта без попыток его урегулировать. Можно отойти в сторону, разъяснить малышу ситуацию, дать позитивный пример поведения и вернуться в игру.

Песочница – это счастье летних игр и одновременно – великий труд. Труд быть тактичным, вежливым, стойким и терпеливым.Труд воспитывать в своём малыше коммуникативные качества, научить его оберегать свои границы, не переступая чужих. Будьте настроены благожелательно, берите с собой побольше игрушек и помните, что чужие дети – всего лишь дети. Они также неопытны, неумелы и беззащитны в первых попытках дружбы, как и ваш малыш.

Источник: блог Понарошку

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.