Как научить ребенка всегда достигать цели

дети и веселье

20 игр с мячом, которые помогут ставить задачи и добиваться результата

Представьте себе маму, которая хочет научить писать ребенка четырех-пяти лет. Писать правильно, красиво, да не просто знаки, но именно буквы. Чтобы знал, что буква – это часть слова. А слова читаются, и нужно непременно научить ребенка читать…

Чтобы что? Чтобы быть не хуже Васи Пупкина, который уже давно умеет читать, писать буквы и играть в шахматы.

Но проверьте, умеет ли Вася играть в мяч? Поймает ли он его, если подбросит? Уверенно ли будет держаться на ногах, не завалится ли? Сейчас он нарисует вам букву. Но только через несколько лет станет понятно, чем он пожертвовал ради такого результата.

Как правило, родители осознают это как проблему лишь тогда, когда ребенок начинает ходить в школу. А все из-за того, что до поры до времени в «тепличных» условиях семьи она проявляется не так отчетливо.

Поведение ребенка (как и взрослого) зависит от того, насколько у него сформированы управляющие функции. Насколько он умеет сконцентрироваться на какой-либо деятельности, игнорировать побочные процессы, как он «удерживает» задачу, контролирует ее выполнение и, наконец, достигает ли он цели и нравится ли она ему.

Если цель достигнута, если пройден путь цель-действие-результат, ребенок получает удовольствие. Это позволяет мотиву закрепиться внутри и проявляться вновь по мере необходимости. Вот как протекает психическая деятельность у ребенка, который созрел для школьного обучения.

motive

А что если управляющие функции не успели сформироваться? Тогда процесс либо так и не начнется (если ребенок не сможет поставить себе цель), либо прервется (не сможет удержать задачу или отвлечется). А если он совершит все действия, но не получит того результата, который ждал, то действие закрепится как негативное. Тогда процесс формирования мотива так и не станет внутренним.

Задача взрослых – сформировать внешний мотив. Он должен быть направлен на сложную, но посильную для ребенка проблему. Иначе мы рискуем снизить его самооценку и ориентированность на успех.

Поэтому вместо зубрежки букв полезнее дать ребенку мяч. Попросить подкинуть его и, пока он летит, успеть хлопнуть в ладоши три раза. А еще назвать какое-нибудь насекомое (или растение, цветок, гриб, имя друга и так далее).

Вряд ли получится с первого раза – нужно сохранить равновесие, рассчитать расстояние, проявить ловкость, удержать в голове и выполнить задачу. Вот где формируется база для обучения в школе. А не в начертании палочек и крючочков.

20 игр с мячом, предложенные известным нейропсихологом, профессором МГППУ Анной Семенович

  1. Ребенок и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.
  2. Ребенок кидает большой мяч об стену двумя способами: 1) кидает его и сразу ловит; 2) кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит.
  3. Взрослый и ребенок садятся на пол на расстоянии 2-3 м друг от друга и берут большой мяч. Они раздвигают ноги и начинают перекатывать мяч по полу. Сначала отталкивают его от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты – только левой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.
  4. Ребенок и взрослый выполняют все предыдущие упражнения с мячом средних размеров.
  5. Ребенок и взрослый кидают друг другу и ловят двумя руками теннисный мяч.
  6. Ребенок и взрослый катают мячи друг другу по полу, одновременно направляя навстречу друг другу в руки большой и теннисные мячи.
  7. Ребенок кидает об стенку большой мяч, но уже с хлопком (кинул – хлопнул в ладоши – поймал).
  8. Ребенок перекидывает из правой руки в левую руку теннисный мяч.
  9. Ребенок кидает в вертикальную цель разные мячи. В качестве цели может выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке взрослого.
  10. Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или другой ребенок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно.
  11. Взрослый и ребенок кидают другу и ловят теннисный мяч одной рукой.
  12. Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч обратно.
  13. Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребенок ловит мяч и говорит, к какому времени года относится этот месяц.
  14. Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его одной рукой.
  15. Ребенок кидает мяч об стену и, когда мяч отлетает от стены, прыгает через него.
  16. Взрослый помещает перед ребенком мишень, которую надо сбить. Например, на табуретку ставятся два предмета, еще несколько предметов расставляются рядом на полу. Ребенок отходит от табуретки на 8-10 шагов и пытается сбить их мячиком (большим, средним, теннисным).
  17. Взрослый ставит перед ребенком горизонтальную мишень (корзину, ведро, таз). Задача ребенка – попасть в эту мишень мячом (большим, средним, теннисным).
  18. Ребенок должен наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно пальцами правой и левой руки, катить его вокруг стоп (описывая восьмерку – вправо, влево).
  19. Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его поочередно правой и левой руками.
  20. На полу рисуется полоса (или кладется веревка). Ребенок встает в начало этой полосы и двигается вперед, чеканя мяч об пол то справа от линии, то слева от нее.

korostyshevskayaТатьяна Коростышевская

Педагог и психолог, сертифицированный специалист по программе «Теория и практика песочной терапии» (Институт современных психологических технологий) и по программе «Индивидуальное консультирование» (МГГУ им.М.А. Шолохова), мама Даши, Маши и Киры

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.