Что делать с ребенком, который плохо говорит 

Советы психолога — о том, как избежать поход к логопеду

Сегодня большое число детей направляются в логопедические группы в садиках, логопункты или к частным логопедам из-за проблем со звукопроизношением. Наш психолог дает простые советы, как мама сама может помочь своему ребенку избежать трудностей несформированной речи.

Общайтесь с ребенком с самого рождения

Для развития речи ребенка важно общаться с ним с первых же дней жизни. Так ребенок учится различать и запоминать звуки в словах. В дальнейшем, когда он будет готов говорить, это поможет его мозгу воспроизводить правильно звуки. Известно, что японцы не слышат звук «р». Это связано с тем, что они не слышат его в речи своих близких. Но если японский малыш родится в другой стране, то такой звук он научится слышать.

Рекомендация родителям. Родителям следует обращаться к ребенку таким образом, чтобы малыш видел лицо говорящего, губы во время произнесения разных звуков . Можно поиграть с малышом так. Мама произносит повторяющиеся слога, при этом желательно менять мимику: «па-па-па», «ма-ма-ма», «бу-бу-бу», «ту-ту-ту», «ко-ко-ко», «да-да-да». Подобные звуки очень хорошо подготавливают ребенка к речеговорению.

Предложите ребенку твердую пищу

Логопеды считают, что твердая пища в рационе ребенка крайне важна. Кусочки, которые приходится пережевывать ребенку, укрепляют его речевой аппарат, что необходимо для формирования речи.

Рекомендация родителям. Предложите крохе погрызть сушку, огурчик, яблочко. Это особенно важно делать еще до появления первых зубов. Тогда он будет делать это деснами, смыкая и размыкая их. Позже, когда у него появятся первые зубки, процесс жевания будет несколько иной. Мамам важно понимать это и не ориентироваться только на мелкоизмельченную однородную пищу. Маленькие кусочки нужно жевать уже с 7-8 месяцев. Это значит, что ребенок должен к этому времени быть к этому готов. В год ребенок должен перейти на густую, твердую пищу и есть самостоятельно. Это позволит давать отличную нагрузку на речевой аппарат. Никакая артикуляционная гимнастика не способна оказать такое воздействие, как пережевывание пищи.

Учите ребенка есть из ложки

Еда из ложки — польза для всего психического развития. Это формирует правильную координацию. Все не так просто, как кажется. Ребенок должен поднести ложку ко рту, положить еду в рот так, чтобы не затолкнуть ложку слишком далеко, и в то же время, чтобы пища попала в рот. От разнообразной пищи губы совершают разные движения, что также хорошо для развития речи. Пользуйтесь зубной щеткой. Чистка зубов уже с появления первого зуба обеспечивает не только здоровые зубов и десен, но и массаж языка, щек и неба.

Делайте артикуляционную гимнастику

Найдите специальные упражнения для укрепления артикуляционного аппарата, для развития силы, подвижности и чувствительности органов, которые участвуют в речи – щеки, язык, губы. Желательно, чтобы это были шутливые стихотворные игры:

Скачем, скачем на лошадке!
Очень цокать нам приятно!
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.

Рекомендация родителям. Желательно, чтобы во время выполнения упражнений ребенок видел и свое отражение в зеркале, и ваше, когда вы показываете ему правильное выполнение. Во время занятий ребенок не должен быть напряжен.

Используйте пальчиковые игры

Игры с участием рук и пальцев типа «Сорока-белобока…» помогают найти гармонию между телом и разумом, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Сейчас можно найти большое количество пальчиковых гимнастик в музыкальном сопровождении. Дети любят выполнять их и очень скоро учатся повторять за взрослым.Помимо пальчиковой гимнастики, можно придумать еще много игр для развития мелкой моторки. Надевание и снимание прищепок с пластиковых крышек, картонных листов и веревок. Игры с крупами: украшение поделок или рисунков фасолью, рисом, гречкой, манкой. Завинчивание и развинчивание крышек от банок. Лепка. Полоскание и выжимание небольших изделий из ткани. Сортировка по качественному признаку небольших предметов. Например, по цвету – мозаику, по размеру – камушки. Поочередное выполнение одинаковых действий обеими руками: кубик взяли одной рукой – поставили, затем другой рукой – поставили.

Делайте малышу массаж

В каком состоянии находится наше тело, каково его здоровье, подвижность, тонус мышц говорят о том, как построены связи мозговых структур, от которых зависит вся работа высшей психической деятельности. Массажи бывают разные, но пользу для речевого развития приносят все.

Рекомендация родителям. Делайте малышу массаж пальчиков. Массаж рук нужно начинать с мизинчика, массируя от ногтя к основанию пальца. Важно массировать каждую часть пальца, не оставляя пробелов. Не забывайте про боковые стороны, переднюю и заднюю стороны пальцев. Надавливайте круговыми движениями на каждое прикосновение. Учитывайте желание малыша. Если он не в духе – отложите массаж на другое время. Не забудьте для подкрепления интереса сопровождать массаж интересными потешками, превращая массаж в игру.

Пользуясь этими советами, любая мама станет самым лучшим специалистом для своей крохи.

Автор: Татьяна Коростышевская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.